вторник, 12 января 2016 г.

5 причин о России


Когда в очередной раз спрашивают, почему я вернулся в «мою точку на карте», я повторяю, пожимая плечами: «Я здесь родился». Причина или  повод, мне того достаточно.

Первое измерение – природное

Однако иногда приходится идти дальше. И рассказывать тем, кто с нашими местами не знаком, о том, как это интересно, когда на очень небольшой территории сходятся вместе климатические зоны от субтропиков до тайги со всей сопутствующей жизнью. Когда по совершенно неясным причинам могучая река делает практически полный поворот, образуя Самарскую Луку. Про то, как прекрасны «Рачейские Альпы» и как хорошо зимой в стоянке туристов на Молодецком кургане... И что осенняя Лука образует «целебные шелехметские грязи», по которым мужественно шлепает из ноября в ноябрь мой друг Андрей. Лучше, конечно, показывать:

 
Рачейские Альпы. Фото Натальи Козловской http://velovtlt.ru/racheyskie-alpyi/

Второе измерение, человеческое

Впрочем, природа успокаивает не всех. Справедливое клеймление социума я чаще всего поддерживаю. Люди – испытание для биосферы, и масштабы бедствия определяются не географическими границами. Однако ж на фоне бурного идиотизма последних лет, когда разнообразная шушера получила возможность громко шуршать на просторах интернета, а также загрязнять общественные пространства на физическом плане, я не забываю о других. Велосипедист Травин и лесовод Генко, морской офицер Римский-Корсаков и гидростроитель Комзин, водитель автобуса Кудашев и брейкер Смирнов... Вот это – наши...А еще я вспоминаю о безымянных и неизвестных, благодаря которым возник в считанные годы современный город, благодаря которым удушающий эффект крупной промышленной площадки был скомпенсирован зелеными зонами и лесами. Тем, что не побоялись вложить свое настоящее в наше будущее.


Вспоминаю и тех, благодаря которым моя частная жизнь стала другой: родных, друзей, врачей, учителей, случайных прохожих, поддержавших мальчонку на перепутье. Пусть «большому миру» их имена ничего не скажут. Я помню, и мне тепло даже в самую холодную стужу, даже на расстояниях, которые никакой самолет уже не преодолеет. Я склоняюсь перед наставниками, которые без древнекитайской терминологии, буддистских эманаций и христианского пафоса показывали, что такое Путь, Милосердие и Служение. Делом, не словами.
Измерение третье, идейное
Комбинация природных условий и человеческих свойств делает Россию глобальным перекрестком. Веками, весело уничтожая друг друга, племена бегали из Европы в Азию, с Севера на Юг, и наоборот в поисках смыслов. Не было недостатка ни в подходах, ни в применениях, ни в противоречиях. «За убеждения не дерутся, за убеждения убивают...». В итоге почва образовалась такого градуса пассионарности, что для прихода к оригинальной идее требуется сделать всего пару шагов. Правда, шаги эти могут увести в вечность. Но красота и разнообразие идей, передаваемых российской природой, историей и культурой от этого вовсе не меркнут.
.
Художник Олег Майоров, Тольятти. «Дом и Зима» из серии «Дом человеческого духа». http://blog.i.ua/community/1952/740245/ 

Четвертое измерение сопротивления
Непростые условия рождают непростых людей. Непростые люди не стремятся к путям наименьшего сопротивления. Стало быть, реализация любых идей неизбежно наталкивается на противодействие, равное экзистенциальной силе. Чем сильнее ты хочешь человечество спасти, тем больше оно тебе предложит крест) Воплощение чего-то, что в более теплом климате представляется неизбежностью, в России обнаруживает черты чуда. Впрочем, с Даниилом Хармсом я тут согласен – только оно, чудо, в жизни и интересно. А то, что с сопротивлением среды справляются не все – так об этом еще Дарвин писал: «Вышел из дома, пришел на вокзал, сел и поехал..»
Тольятти, выгоревший в 2010 году участок внутригородского лесного массива, фото «Togliattu Fly Team». http://img-fotki.yandex.ru/get/5311/69462902.2cf/0_6a844_d68f954c_L

Неизмеримое измерение
Зато тот, кто в России остается, знает, что такое воля. Пахнет она степным разнотравьем и звучит полярной тишиной, блещет призрачным уральским малахитом, а на вкус и горька бывает, точно полынь. Можешь двигаться в любом направлении, и в любом случае тебе никто не даст гарантий. Можешь плыть по течению, но никогда не знаешь, куда оно тебя принесет.
И сейчас, ночью, сидя в автобусе, который везет из второго по величине польского города мира сборную компанию из четких черных ребят, американских бунтарей-старообрядцев и детей вчерашних эмигрантов, я понимаю, что внутренняя Россия неизбежна. Она не наступает, она уже здесь. И я к ней иду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий