суббота, 9 июня 2018 г.

Ползи*, спецназ**, по склону Верблюда***



*Отсылка к известному японскому стихотворению и темпам развития постсоветской России
**Спецназ - человек или группа людей, способный выполнению сложных задач  в условиях неопределённости и риска с широким использованием подручных средств и свойств окружающей среды
**Верблюд - гора в национальном парке "Самарская Лука", одно из любимых мест тренировки альпинистов

Спрашивают, что и как сегодняшним школьникам нужно изучать, чтобы стать востребованными профессионалами в горизонте 10-15 лет?


Отвечаю по порядку, начиная с собственной интерпретации вопроса.

Нужны ли будущему спецы?

Профессионал - это человек, обладающий профессией... Стоп, машина! Профессии меняются.

Профессиональных таксистов заменили уволенные с ВАЗа автомобилисты, а откуда-то сбоку с хитрым видом подкрадывается беспилотный КаМАЗ. Cognitive technologies, так точно.



Профессиональные музыканты, потратившие годы жизни на обретение мастерства на одном инструменте, сложно относятся к бодрым самоучкам в Youtube, которые освоили программы для создания оркестрового звучания и делают собственную электронную музыку. У детских психиатров неплохо получается тоже. Обезьянка-ноль.

Значит ли это, что нет обстоятельств, в которых человек лучше машины, а потративший время на получение образования?

Нет, не значит. Но понятие профессионала будет, на мой взгляд, переосмыслено. И далеко не в первый раз.

Меняются техноуклады. Меняются названия и сборки знаний, умений и навыков. Опять (и всегда) нужны люди широкого диапазона, мыслящие в масштабах, превосходящих их собственные пространственные и временные измерения.

Для меня в понятии "спец" ключевым является не узость предметной области, а глубина проникновения в её суть. Мозг устроен весьма интересно, при определённом уровне погружения в задачу начинает формироваться общий контур понимания абстрактных узоров бытия. И оказывается, что эти узоры проявляют себя в самых разных областях. Музыка связана с математикой, кибернетика с биологией, физика с физкультурой.

Поэтому я считаю, что надо стремиться к изучению абстрактных, сложных (сложенных из множеств множеств) вещей. Но учиться без спекуляций.

Культура и Рынок

Сегодня очень модно говорить про востребованность, платежеспособный спрос и рынки. Я рос в 90-е. Казалось, что востребованными в тот период оказались ребята, ходившие в спортзалы, а не ребята, учившие сопромат и сдававшие научный коммунизм. Многие из тех, кто ходил в спортзалы, действительно, очень быстро пришли к успеху. Многие там и остались.



Затем был бум экономистов-маркетологов-менеджеров. Результаты похожи.
Нынче у нас в моде стартаперы. "Чем выше взлёт, тем круче падение".

Рынок всегда следует за культурой, понимаемой, как способ взаимодействия со средой. Если у человека есть понимание оснований и причин, то он может выстраивать свою жизнь так, что движение будет постоянным и направленным.

А основы и культура меняются значительно медленнее, чем нам хочется думать. Научная картина мира 20 века ещё очень неполна, хватает "белых пятен" практически во всех областях деятельности - в медицине и географии, в физике и химии. Новые методы приносят результаты только тем, кто способен формулировать гипотезы и ставить задачи.

Опыт как критерий истинности

Мне очень близко высказывание Ричарда Фейнмана про опыт. Картины, концепции и теории - лишь подпорки, помогающие нам разбираться в сложности жизни. Но критерий истинности - опыт.

Поэтому я считаю, что популярный ответ об обучении обучению немного затуманивает суть. Учиться - это получать опыт и делать на основании него выводы. Не в симуляции, а в реальности, что бы мы под этим ни понимали.

Организационно-деятельностные игры и учебные фирмы, несомненно, способны принести пользу. Но гораздо больше пользы приносит попытка ответить на те вопросы, которые есть у всех: "Пусть репетирует тот, кто не умеет играть". А мы пойдём искать собственные грабли.

Сухой остаток
Позволю себе процитировать один материал, который мне до сих пор кажется правильным:

"Итак, позволю себе, используя открытые источники, нарисовать обощенный портрет тех людей, которых мы относим к «возрожденцам»:

Относительно 7 свободных искусств:

Относительно грамматики: знание нескольких языков (в т.ч. полистилистика) и культур.
Отн. риторики: умение выражать свои мысли, вести диспут и людей за собой;
Относительно логики: умение выстраивать системы в жизни и на бумаге (в т.ч. неформальные, открытые и гибкие);
Относительно арифметики: финансовые и бухгалтерские навыки, умение планировать и распоряжаться ресурсами.
Относительно геометрии: инженерно-архитектурные навыки, знание основ программирования и дизайна.
Относительно астрономии: знание основ современного естествознания, осмысление взаимосвязи мифологической, физической, религиозной и других картин мира на макро- и микроуровнях.
Относительно гармоники: знание нескольких искусств в теории и на практике (музыка, живопись, скульптура, танец и т.п.). 

Отдельным блоком можно поставить физическую культуру и ремесленные навыки (которые в Средневековье часто подразумевались самим образом жизни)."

Упущенный элемент - жизнь в Природе и понимание Природы. Человек, изучающий и слушающий Природу, никогда не будет потерян или одинок.


Dixi.

Комментариев нет:

Отправить комментарий